История Мальты и кроличьей борзой
Классификация пород - Аборигенные породы |
Чтобы понять важность охоты на кроликов, что явилось главным использованием кроличьей борзой в культуре Мальты, необходимо сделать краткий обзор бурной истории этого крошечного архипелага в центре Средиземноморья.
Мальтийские острова, находящиеся на стратегической оси между Востоком и Западом, восточным и западным Средиземноморьем, зависели от милости местных властей, начиная с античного времени: карфагеняне, римляне, арабы, норманны и Стауфер правили островами до того, когда они оказались под нормальной властью испанских принцев Арагона в 1283 году. В XIV веке было установлено правительство местной мальтийской аристократии, так называемая «университа», которое имело фактическую автономию под формальным суверенитетом Испании. Эта фаза сравнительной независимости Мальты кончилась в 1530 году, когда Карл V передал острова Ордену Святого Джона после того, как этот Орден потерял свою базу семь лет назад на Родосе, захваченном турками.
Главное, что привлекало иностранных властителей с древних времен были большие естественные гавани Мальты, вырезки берегов подобные фьордам на обеих сторонах полуострова Сцибероса (там сейчас находится столица Мальты Валетта). Они уже служили как база для флота Карфагена и в результате этого население мальты концентрировалось вокруг гаваней, в то время как леса, которые раньше там были вырубались на древесину для строительства и ремонта кораблей.
В результате, остались большие скалистые территории бесполезные для сельского хозяйства. Доктор Кармель Кассар, ученый работающий над Этнографическим музеем в Витториозе (Мальта) и лектор в Университете Мальты во Мсиде, указывает, что эти территории оставались в общественном владении вплоть до начала управления Орденом Святого Джона (Cassar, P. 6). В отличие от ситуации в других районах Европы, землевладение и охотничьи привилегии здесь не были резервированы за аристократией.
Эта ситуация изменилась, когда Орден Святого Джона высадился на острове в 1530 году. Орден (его полное наименование было «Орден Святого Джона Иерусалимского»), первоначально был основан после завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 году. В то время это был санитарный орден, занятый уходом за ранеными или больными крестоносцами и христианскими пилигримами на Святой Земле. После завоевания Иерусалима арабами, в 1291 году, рыцари Ордена сначала бежали на Кипр, а затем на Родос, где они оставались до 1523 года, откуда они были изгнаны турками. Во время пребывание на Родосе, цели Ордена изменились от заботы о больных к военным занятиям и галеры Ордена действовали по всему Средиземному морю, ведя непрерывные морские войны против исламских кораблей, что наносило турецкой морской торговле значительный вред.
Только аристократы могли стать полноправными членами Ордена и это оставалось неизменным до сегодняшнего дня. Члены организовали себя в так называемые «Лангусы» (языки).
Согласно феодальной традиции у себя на родине, рыцари Ордена, которые получили Мальту как свою новую базу от Императора Карла пятого, немедленно ввели ограничения на охоту, которые тяжело ударили по мальтийцам, так как дикие кролики были единственным источником свежего мяса доступным обитателям Мальты. С другой стороны, возросшая популяция дикого кролика наносила серьезный ущерб урожаям.
Первый закон против охоты на кроликов на островах был введен во время правления Великого Мастера Пиерино де Понте (1534-1535), а при правлении Великого Мастера Мануэля Пинто де Фонсека (1741-1773) за нелегальную охоту на кроликов виновник мог оказаться в рабстве на галерах сроком до трех лет. Суровость ограничений на охоты варьировала в зависимости от плотности популяции дичи. В основном их цель была защитить охотничьи привилегии рыцарей. Знаменитый Великий Мастер Джеан Парисот де ла Валетте (1557-1568) построил охотничью резиденцию с конюшнями в Бошетто, лесистый район вблизи города Рабата, где он мог заняться любимой страстью - охотой с ловчими соколами (Cassar, S. 9 ff).
В 1773 году, к концу правления Великого Мастера Мануэля Пинто Фансеки, Мальтийская экономика была в глубоком кризисе по причине продолжительной бесхозяйственности и расточительности Ордена. По причине отсутствия денежных ресурсов на покупку импортных продуктов в соседней Сицилии новый великий Мастер Франсиско Ксименес де Тексада в феврале, 1773 года издал временный полный запрет на охоту. У него была идея, что растущая популяция кролика должна стать дешевым пищевым ресурсом.
Распоряжение Великого Мастера немедленно вызвало протесты местного населения. Вскоре эти протесты были поддержаны мальтийскими священниками. Восьмого сентября, 1775 года волнения перешли в бунты и на следующий день группа восставших мальтийских священников заняла форт Святой Эльмо в Валетте. Так называемое восстание священников было немедленно подавлено, а его лидеры были отправлены или в тюрьму на долгий срок или казнены. Девятнадцатого мая, 1776 года следующий Великий Мастер по имени Ксименес, Француз Эммануэль де Рохан Полдук разрешил «охоту на кроликов с использованием любого оружия, но только на личных участках» (Cassar, P. 14 ff).
Даже ограничения Ордена Святого Джона, которые оставались в силе в течение двух с половиной веков, не смогли подавить охотничью традицию мальтийского сельского населения. Это объясняет почему кроличье мясо традиционно ценится высоко на Мальтийских островах - оно было символом гражданского сопротивления против иностранного правительства Ордена Святого Джона, продолжавшегося 268 лет. Даже сейчас «Фенката», когда вся семья и друзья отправляются на банкет с кроличьим мясом остается национальной традицией.
< Предыдущая | Следующая > |
---|